Учреждение образования «Гомельский государственный колледж связи»

Гомельский государственный колледж связи

  1. Главная
  2. /
  3. Профилактика насилия в семье

Профилактика насилия в семье

Насилие в семье – умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания

Виды насилия в семье могут быть различными. К ним относят воздействия экономической, физической, психологической, сексуальной направленности. Домашнее насилие может обнаруживаться абсолютно во всех социально-этнических слоях общества. Семейное насилие не имеет зависимости от расово-культурных аспектов, социального статуса, морально-этических норм, встречаемых в социуме, вероисповедания, материальной обеспеченности.

Причины насилия в семье

Причины обусловлены совместным влиянием различных факторов. Они могут быть следствием стереотипных представлений о сути семейных отношений, внушаемых с воспитанием, представляющихся единственно возможной моделью построения отношений и подкрепляемых внешними факторами. Также жестокое обращение бывает результатом персонального жизненного опыта личности, на основе которого создается стереотипная модель супружеского поведения в браке.

Насилие в семье, физической направленности, может повторяться на протяжении ни одного поколения. Так, например, ребенок, который в детстве подвергался жестокому обращению, может во взрослом возрасте перенести такую модель поведения на свои семейные взаимоотношения. Психология насилия может стать частью его собственного «Я».

Насилие тесно взаимосвязано с наличием социального стресса в семье. Среди массы факторов, способствующих повышению уровня напряженности в семье и приводящих к жестокости, выделяют: разные взгляды на воспитание детей, интимные отношения, беременность, материальные проблемы, безработица, необходимость в продолжительной медицинской помощи. Постоянно присутствующее раздражение отчасти объясняется хронической тревогой о неразрешенных проблемах, несоответствием желаний возможностям, взаимоисключающими требованиями, предъявляемыми обществом.

Нередко супружеское избиение связано с алкоголем. Многочисленные исследования показали, что алкоголизм и наркомания воздействуют неодинаково. Было отмечено, что небольшая доза алкоголя не повышает агрессивность, однако увеличение дозы может вызвать агрессию. В случаях приема наркотических средств увеличение дозы не ведет к агрессивности состояния, а действует наоборот –растормаживает и делает человека мягче. Наркоманы склонны к проявлению агрессии и насилия не из-за приема наркотиков, а вследствие того, что не могут его принять.

Проблема насилия в семье опасна тем, что наносится неисправимый вред психологическому развитию, физическому здоровью и самооценки личности.

Психологическое насилие в семье

Психологическое насилие часто называют эмоциональным. Чаще всего женщины и дети — типичные жертвы насилия в семье. Одной из форм семейного действия насильственного характера считается моральное запугивание и угрозы, которые заключаются в употреблении относительно жертвы слов вульгарного характера, использование шантажа и угроз, уничтожение бытовой техники, принуждение наблюдать за шокирующими сценами и др.

Типичное поведение, квалифицируемое в качестве психологического действия насильственного характера – это унижение, пренебрежение, высмеивание партнера при посторонних, презрение, пренебрежение мнению партнера и его труду; тотальный контроль, предупреждение любых контактов с семьей и друзьями; навязывание взглядов в отношении того, с кем дружить, где встречаться с друзьями; давление на партнера, необоснованные обвинения, крики, лишение детей, денег или других материальных и нематериальных благ; угрозы, агрессивное поведение, уничтожение вещей партнера; отрицание вины за причинение вреда, двуличие – в семье партнер тиран, а на людях дружественная, хорошо воспитанная личность.

Признаки насилия в семье:

— партнер часто впадает в неконтролируемую ярость по поводу и без;

— супруг страдает чрезмерной подозрительностью, в частности постоянно подозревает в измене;

— партнер подвержен перепадам настроения, от которого зависит совместная повседневная жизнь;

— запрещены любые социальные взаимодействия без его участия;

— партнер внушает страх;

— угрожает убийством, в случае если вы покинете его.

Сексуальное насилие в семье

Сексуальное насилие в семье неразрывно связано с физическим. Причины насилия в семье могут возникать вследствие мужской неудовлетворенности собой, своей жизнью, неспособностью справляться с трудностями и т.д. Не имея или возможности, или желания, реализовать себя, такие мужчины ищут различные способы, которые могут позволить им показать свою силу, подчинить себе и доказать свою доминирующую позицию партнеру. Женщина, сама того не понимая, может спровоцировать мужчину на такой поступок. Ее успешность, закаленность перед жизненными трудностями, сила характера постепенно для мужчины становятся основным раздражителем. Рядом с такой женщиной слабый мужчина ощущает себя еще более несостоятельным. Поэтому, чтобы хоть как-то самоутвердиться и доказать женщине, кто глава семьи, он опускается до действий противоправного характера – сексуальных и физических действий насильственного характера.

Насилие в семье – куда обращаться?

В первую очередь, помощь жертвам насилия в семье следует искать у специалистов по семейному праву и психологов. Также можно обратиться за помощью к близким людям.

Множество женщин может годами терпеть избиения и другие издевательства. Причинами этого может быть сильная привязанность к партнеру, зависимость от него, страх огласки, стыд, совместные дети.

Физическое насилие в семье

Уровень физического насилия разнообразен, начиная от причинения незначительных побоев и заканчивая крайней формой – убийством. Насилие физической направленности довольно просто распознать, основываясь на данных медицинского осмотра.

Проблема насилия в семье характеризуется гендерной направленностью. Часто насилие в семье является следствием проявления мужского доминирования и агрессии, которые в некоторых культурах довольно распространены.

Многие мужчины и женщины воспринимают физическое насилие в качестве неизменного атрибута «нормальной» семейной жизни. Часто физическое насилие в семье над женщиной происходит в довольно устойчивых браках, которые имеют детей, то есть в таком типе семейных отношений, которые считаются соответствующими норме.

Насилие над детьми в семье

Насилию в семье подвергаются дети различного возраста и пола.

Домашний террор чаще распространяется на детей с разными расстройствами психики, речи, с врожденными дефектами или хроническими, рецидивирующими болезнями;
– неродные дети.

Насилие в семье – помощь

Людям, страдающим от насильственных действий в семье, тяжело принять помощь от других людей. Довольно часто они просто боятся обращаться за помощью, они стесняются, стыдятся, и поэтому не прибегают к помощи специализированных служб. Нередко люди, страдающие от домашней тирании, не знают куда обращаться.

Насилие в семье – куда обращаться? Если необходимо немедленное реагирование, то следует обратиться в милицию. Однако милиция не решит семейные конфликты, требующие кардинальной позиции от вас. В первую очередь индивидуум должен сам стремиться к избавлению от гнета. Пока вы самостоятельно не примите окончательное решение, что больше не хотите быть жертвой, ничего не изменится, и никто вам не сможет помочь.

Не стоит пренебрегать общением с близкими и друзьями. Даже если они не в состоянии помочь, вы можете получить психологическую поддержку, понимание и возможность выговориться.

Существуют специализированные организации, направленные на оказание помощи пострадавшим от террора в семье. К ним относят кризисные центры, учреждения медико-социального восстановления, социальные службы и др. Очень важно, чтобы телефоны организаций способных помочь были всегда под рукой. Можно сообщить телефоны детям или соседям, чтобы если понадобится, они могли обратиться за помощью.

Телефон экстренной круглосуточной психологической помощи учреждения «Гомельская областная клиническая психиатрическая больница» 31-51-61.

Профилактика насилия в семье

Защита от насилия в семье, правовой, психологической и социальной направленности, заключается в профилактических действиях социальных органов, в помощи членам семьи, которые пострадали от поведения, насильственного характера, в социальном приспособлении и реабилитации.

Общие меры охватывают правовую разъяснительную работу среди разных социальных групп и всех слоев общества, выработку социального мнения, характеризующегося нетерпимостью к насильственным действиям в семье, законодательная база предохранения от насилия, распространение деятельности различных центров помощи жертвам насилия.

Под профилактикой домашней тирании понимают комплекс социальных мер, психологических и педагогических воздействий, правовых мер, целенаправленных на предотвращение, обнаружение и устранение последствий насильственного поведения в семейном союзе.

Профилактика насилия в киберпространстве

Сегодня для многих подростков общение в интернете стало важной частью их жизни. В этом виртуальном мире они вступают в такое же взаимодействие, как и в реальности, общаются со сверстниками, доверяют им свои секреты, ищут информацию и обмениваются ею. Более того, ребята вступа­ют в контакт с незнакомыми людьми, заводят новых друзей, узнают и вырабатывают системы ценностей, играют и просто «болтаются», становясь при этом очень уязвимыми. Соглас­но проведенным в некоторых странах опросам подростки в интернете чаще всего общаются:

 

с родственниками — 44%;

 

с «виртуальными друзьями» — 22%;

 

с незнакомцами — 33%.

 

   Причем «виртуальные друзья» — это, как правило, тоже незнакомые люди, которым доверяют и общение с которыми носит регулярный характер. Следовательно, большая часть времени у ребят уходит на контакты с чужими людьми, поэтому виртуальный мир, как, впрочем, и реальный, может стать опасным. Специалисты выделяют четыре основных вида насилия в киберпространстве:

 

приставание, или «обхаживание», в сети (grooming),-вхождение взрослого человека в доверие к ребенку с целью использовать его в дальнейшем для сексуального удовлетворения;

насмешки, оскорбления, запугивание, физический или психологический террор с целью вызвать страх и добиться подчинения (bulling);

демонстрация материалов, способных нанести психологический или физический вред ребенку;

производство, распространение и использование детской порнографии и материалов, изображающих сексуальное насилие над детьми.

Груминг

 

   Киберпространство дает возможность устанавливать контакты с детьми без ведома взрослых, что часто бывает сложно сделать в реальном мире. Преступники, охотящиеся за детьми в киберпространстве, чаще всего устанавливают контакты с ними в чатах, при обмене мгно­венными сообщениями, по электронной почте или на фору­мах. Они стараются привлечь подростка вниманием, забо­той, добротой и даже подарками. Обычно они хорошо осве­домлены о музыкальных новинках и увлечениях современ­ной молодежи. Поэтому подростки часто обращаются к виртуальным друзьям за помощью в решении возникших проблем. Как правило, это дети, которые не находят понима­ния у своих близких, с трудом заводят друзей в школе, во дворе, поэтому ищут общения в сети. Именно такие дети чаще всего страдают от насилия как в реальной жизни, так и в виртуальном мире.

 

Схема действия преступников

 

   Взрослый может зайти в те места, где собираются подростки, включая чаты, форумы, онлайновый игры и т. д., и наблюдать за участниками и/или взаимодействовать с ними. Он определяет потенциально уязвимых детей, которые кажутся одинокими, чем-то расстроенными, или тех, кто ищет помощи и поддержки. Злоумышленник выслушивает проблемы подростков и сочувствует им, завоевывает доверие.

 

  После установления контакта online взрослый может начать убеждать ребенка или подростка перейти из публичного чата в более уединенное место. Если подросток соглашается и продолжает общение, взрослый может приступить к более интенсивному процессу обхаживания. Он начинает постепенно втягивать подростка в обсуждение интимных вопросов, показывать материалы откровенно сексуального характера, пытаясь ослабить моральные запреты, сдерживающие молодых людей. Преступники постепенно оценивают возможность встречи с детьми в реальной жизни. Подобная тактика в дальнейшем приводит к тому, что ребенок не противится получению таких материалов и может согласиться на встречу вне сети.

 

  Выбранный в качестве жертвы ребенок может быть вовлечен в изготовление порнографии путем отправки своих фотографий или при помощи использования веб-камер. Впоследствии это дает преступнику дополнительное средство для контроля над подростком, которому можно угрожать разоблачением перед широкой аудиторией. Кроме этого, шантажу могут подвергаться родители подростка, особенно если это ребенок из обеспеченной семьи.

 

ОБХАЖИВАНИЕ — ДОСТАТОЧНО ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, И ОН МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕРВАН НА ЛЮБОМ ЭТАПЕ, ЕСЛИ ЗЛОУМЫШЛЕННИК ПОЧУВСТВУЕТ, ЧТО ОН НЕ СМОЖЕТ ДОСТИЧЬ СВОЕЙ ЦЕЛИ.

 

   Следующий вид насилия:

 

Буллинг (английское слово bullying, от bully — хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник). Этот вид насилия получил широкое распространение в среде подростков. Специалисты выделяют три основных вида буллинга:

 

— физический — агрессия с физическим насилием;

 

— поведенческий — жертву ставят в оскорбительные и унижающие достоинство обстоятельства, используя сплетни, бойкот, вымогательство, шантаж;

 

— словесный — унижение с помощью непристойных слов, издевательских ярлыков, кличек и т. д.

 

   Новейшее «достижение» в этой области — так называемый кибербуллинг, осуществляемый с помощью электронных средств коммуникации.

 

   Преследование в киберпространстве намеченного подростка может осуществляться путем передачи телефонных текстовых сообщений, изображений, посланий по электронной почте, а также через онлайновые дискуссионные группы по интересам и личные веб-страницы.

 

   Специфика виртуального пространства способствует вовлечению подростков в преследование сверстников. Для этого создаются сайты, посвященные учащимся, по тем или иным причинам ставшим «изгоями», им посылают анонимные оскорбительные и угрожающие сообщения, размещают в интернете компрометирующие фотографии, распускают неприличные слухи, сопровождаемые необоснованными уничижительными комментариями. Иногда наоборот — от имени того или иного подростка рассылаются оскорбительные сообщения в адрес других сверстников, зачастую сопровождаемые фотографиями.

 

   Последствия насилия такого рода могут быть крайне разрушительными, поскольку у подростков также могут начаться трудности межличностного общения, а также может возникнуть ощущение, что им некуда скрыться; они боятся того, что за их унижением может наблюдать большая аудитория в киберпространстве; жертвы буллинга впоследствии сами начинают преследовать других.

 

   К сожалению, многие подростки не сообщают о преследовании, поскольку, во-первых, не верят, что взрослые способны понять их и помочь; во-вторых, боятся последующих еще больших издевательств; в-третьих, опасаются, что им запретят пользоваться компьютером.

 

   Следующий вид насилия — демонстрация материалов, которые могут нанести психологический или физический вред ребенку.

 

   Распространение интернета увеличивает вероятность того, что дети и подростки могут получить доступ к материалам, не соответствующим их возрасту и способным причинить вред. Подростки рассказывали, что получают информацию и приглашения в клубы самоубийц, предложения вступить в деструктивные секты, принять участие в нетрадиционных формах секса. В последнее время появилась новая опасность в виде так называемых «цифровых наркотиков».

 

   Конечно, наибольшее распространение имеет продукция сексуального характера. Чаще всего подростки случайно наталкиваются на порнографические изображения, но кто-то получает эти изображения от потенциальных преступников, а кто-то сознательно выходит на порносайты. Независимо от способа получения ребенком материалов, не соответствующих его возрасту, ему причиняется вред. У большинства детей и подростков откровенные сексуальные материалы вызывают беспокойство и тревогу, но для части ребят просмотр порнографии в дальнейшем становится стимулом к участию в изготовлении порноснимков. В последнее время все чаще звучат утверждения, что детская порнография в интернете приобретает угрожающие масштабы.

 

  Производство, распространение и использование детской порнографии или материалов, изображающих сексуальное насилие над детьми, является одним из видов насилия над детьми в киберпространстве. По данным ООН и ЮНИСЕФ:

 

— в интернете постоянно действуют 750 тысяч педофилов;

 

— ежедневно в сети появляется свыше 200 новых детских порноизображений;

 

— в сети существует свыше 4 млн. порносайтов с изображением детей, причем число их постоянно растет.

 

   Детская порнография — один из самых доходных видов криминального бизнеса. Причем распространение пор­нографических материалов представляет собой только верхушку айсберга, в основе которого — сексуальное наси­лие, торговля детьми с целью сексуальной эксплуатации.

 

   Новейшие технологии, в т. ч. цифровые камеры, делают производство порнографии легче и дешевле, одновременно снижая риск обнаружения. Расширяются возможности воспроизведения, хранения и распространения: оцифрованные изображения не стареют и не теряют качества при копировании. Кроме того, стало возможным объединить два изображения в одно или исказить их для получения нового изображения, т. е. трансформация. В результате непорнографические изображения детей можно превратить в порнографические, создать изображения виртуальных детей.

 

  Существует еще один способ создания детской порнографии, когда дети и подростки с помощью веб-камер, цифровых и телефонных камер изготавливают порнографические изображения самих себя, своих друзей и ровесников, а затем передают их в виртуальное пространство. Это происходит под давлением сверстников или по просьбе посторонних людей. Миниатюрные камеры позволяют изготавливать фото- и видеоизображения без ведома объекта съемки.

 

  Детская порнография может изготавливаться вне сети, а затем циркулировать в киберпространстве. Или же производиться путем съемки сексуального насилия над ребенком в реальном времени перед живой онлайновой аудиторией с помощью веб-камер.

 

   Риск столкнуться с любой формой кибернасилия существует для детей и подростков из всех социальных слоев, неважно, пользуются ребята интернетом или нет. Те, у кого пока нет доступа к интернету, могут стать жертвами преступников, изготавливающих детскую порнографию, или же подвергнуться преследованиям и запугиванию при помощи мобильной связи.

 

   Важно, что жертвами насилия в киберпространстве чаще всего становятся дети, страдающие от жестокого обращения в реальной жизни.

 

   Дети, пострадавшие от насилия в киберпространстве, это, как правило:

 

— находящиеся в социально или экономически трудном положении, (дети из малообеспеченных семей и семей группы риска);

 

— жертвы сексуального насилия и эксплуатации (вовлеченные в занятия проституцией, пострадавшие от траффикинга и/или сексуального насилия);

 

— обладающие низкой самооценкой;

 

— обделенные любовью и теплом родных и близких;

 

— воспитанники детских домов, интернатов, приютов.

 

   Однако в последнее время приходится слышать о случаях, когда в изготовление порно вовлекаются дети из обеспеченных и внешне благополучных семей, считающие, что участие в порносъемках модно и «круто». К сожалению, подобная «мода» приводит к тому, что подростки сами готовы изготавливать свои «эротические», как они говорят, фотографии и размещать их на своих сайтах или высылать виртуальным друзьям.

 

   Запись сцен насилия в отношении ребенка дает насильнику власть и контроль. Она оказывает глубокое влияние на ребенка, которое нельзя недооценивать. Она вызывает страх, который затем дает возможность эксплуатировать ребенка многими иными способами. Часто изображение насилия в отношении одного ребенка используются для того, чтобы сломить сопротивление другого ребенка, которого «обхаживают», чтобы в дальнейшем подвергнуть насилию.

 

Во  всех  странах  за  производство  и  распространение  детской  порнографии предусмотрена  уголовная  ответственность.  В  Республике  Беларусь  в  Уголовный кодекс в ноябре 2008 года были внесены изменения. В соответствии с изменениями, максимальный  срок  наказания  за  этот  вид  преступления  предусматривает 13  лет лишения свободы (см. Приложение 1, Статьи 343, 3431 УК Республики Беларусь). Ответственность  наступает  с 16  лет.

 

   Как в реальном мире, в киберпространстве должна быть создана система защиты детей. Новым и эффективным механизмом пресечения насилия в киберпространстве может и должно стать формирование информационной культуры у подростков, обучение их правилам безопасности в киберпространстве. Необходимо также создавать и внедрять обучающие программы для взрослых, включая специалистов.

 

  С 2006 года представители общественного объединения «Дети — не для насилия» реализуют авторскую программу «Детям — безопасное киберпространство». Вся работа проводится в тесном сотрудничестве с Управлением по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий МВД РБ (Управление «К»). Сегодня эта организация единственная в республике работает по профилактике данной проблемы.

 

  Работа по предупреждению насилия над детьми в киберпространстве требует согласованных совместных усилий со стороны как государственных, так и общественных структур.

 

   Советы взрослым по обеспечению безопасности детей в киберпространстве:

 

   Помните, что запрет на пользование компьютером не даст желаемых результатов.

 

Будьте другом своему ребенку, интересуйтесь его увлечениями и обсуждайте возникающие проблемы.

Расспросите ребенка о его «виртуальных друзьях», поинтересуйтесь, для чего он использует Интернет.

Объясните ребенку, что не следует высылать виртуальным знакомым свои фотографии и личную информацию.

Попросите ребенка рассказывать Вам о любых неприятных ситуациях, связанных с общением в Интернете. Убедите его в том, что Вы не будете сердиться, чтобы не случилось.

Установите компьютер в месте, доступном для всех членов семьи.

Составьте правила безопасного поведения в Интернете, напишите их на бумаге и прикрепите возле компьютера.

   Помните, что вред, причиняемый детям и подросткам в виртуальной среде или посредством ее, представляет собой акты реального насилия и имеет последствия в реальном мире.

 

Буллинг (от англ.) – запугивание, унижение, оскорбление, физический или психологический террор.

 

Кибербуллинг – буллинг, осуществляемый в виртуальной среде с помощью интернета и мобильного телефона.

 

1. Объясните детям, что при общении в Интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями. Ни в коем случае не стоит писать резкие и оскорбительные слова: читать грубости также неприятно, как и слышать.

 

2. Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не нужно общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путём. Лучший способ испортить хулигану его выходку – игнорировать его.

 

3. Обратите внимание на психологические особенности подростка. Признаки того, что ребёнок подвергается кибербуллингу, различны, но есть несколько общих моментов:

 

— у подростка наблюдаются перемены в настроении, поведении, сне и аппетите, симптомы эмоционального дистресса на протяжении и после использования интернета;

 

— несовершеннолетний прекращает общение с друзьями, избегает школы или школьных компаний, имеет нестабильные оценки и отыгрывает злость в домашней обстановке;

 

— у ребёнка нет ни одного близкого друга, успешнее он общается со взрослыми, нежели со сверстниками;

 

— склонен к депрессии.

 

4. Если у вас есть информация, что кто-то из друзей или знакомых подростка подвергается буллингу или кибербуллингу, то сообщите об этом администрации школы или психологу.

 

5. Объясните детям, что личная информация, которую они выкладывают в Интернете (домашний адрес, номер мобильного или домашнего телефона, адрес электронной почты, личные фотографии), может быть использована агрессорами против них.

 

6. Помогите ребёнку найти выход из ситуации: практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаление странички. Большинство социальных сетей и сервисов электронной почты имеют в настройках опцию «заблокировать пользователя» или «занести в чёрный список».

 

7. Поддерживайте доверительные отношения с подростком, чтобы вовремя заметить, если в его адрес начнут поступать угрозы или агрессия. Наблюдайте за его настроением во время и после общения с кем-либо в Интернете.

 

8. Убедитесь, что оскорбления (буллинг) из сети не перешли в реальную жизнь. Если поступающие угрозы являются достаточно серьёзными, касаются жизни или здоровья ребёнка, а также членов его семьи, то несовершеннолетний имеет право на защиту со стороны правоохранительных органов, а действия обидчиков могут попадать под статьи действия уголовного и административного кодексов о правонарушениях.

 

  Как помочь молодому пользователю, если он уже столкнулся с какой-либо интернет-угрозой.

 

1. Установите положительный эмоциональный контакт с подростком, постарайтесь расположить его к разговору о том, что произошло. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребёнок должен вам доверять и понимать, что вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, но ни в коем случае не наказать.

 

2. Если подросток расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети) или он попал в неприятную ситуацию (потратил деньги в результате интернет-мошенничества и пр.), постарайтесь его успокоить и вместе разберитесь в ситуации. Выясните, что привело к данному результату – действия самого ребёнка, недостаточность контроля со стороны родителей или незнание несовершеннолетним правил безопасного поведения в Интернете.

 

3. Если ситуация связана с насилием в Интернете в отношении ребёнка, то необходимо узнать информацию об обидчике, историю взаимоотношений с ним, выяснить, существует ли договорённость о встрече в реальной жизни и случались ли подобные встречи раньше, получить сведения о том, что известно обидчику о ребёнке (имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и т. д.). Объясните и обсудите, какой опасности может подвергнуться несовершеннолетний при встрече с незнакомцами, особенно без свидетелей.

 

4. Соберите наиболее полную информацию о происшествии как со слов подростка, так и с помощью технических средств. Зайдите на страницы сайта, где был молодой человек, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию – в дальнейшем она может вам пригодиться при обращении в правоохранительные органы.

 

Общаясь в сети, дети могут знакомиться, общаться и добавлять в «друзья» совершенно неизвестных им в реальной жизни людей. В таких ситуациях есть опасность разглашения ребёнком личной информации о себе и своей семье. Также юный пользователь рискует подвергнуться оскорблениям, запугиванию и домогательствам. Особенно опасным может стать установление дружеских отношений с ребёнком с целью личной встречи (груминг), вступления с ним в сексуальные отношения, шантажа и эксплуатации. Такие знакомства чаще всего происходят в чате, на форуме или в социальной сети. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник, чаще всего представляясь сверстником, входит в доверие к несовершеннолетнему, а затем пытается узнать личную информацию (адрес, телефон и др.) и договориться о встрече. Иногда такие люди выманивают у детей сведения, которыми потом могут шантажировать ребёнка, например, просят прислать личные фотографии или провоцируют на непристойные действия перед вебкамерой.

 

   Рекомендации по предупреждению встречи подростков с незнакомцами

 

1. Поддерживайте доверительные отношения, чтобы всегда быть в курсе, с кем подросток общается в сети. Обратите внимание, кого ребёнок добавляет к себе «в друзья», с кем предпочитает общаться в сети – с ровесниками или с людьми старше себя.

 

2. Объясните, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, номер школы и т.д.), а также пересылать виртуальным знакомым свои фотографии и видео.

 

3. Нельзя ставить на аватарку или размещать в сети фотографии, по которым можно судить о материальном благосостоянии семьи, а также фотографии других людей без их разрешения.

 

4. Объясните, что при общении на ресурсах, требующих регистрации (в чатах, на форумах, через сервисы мгновенного обмена сообщениями, в онлайн-играх), лучше не использовать реальное имя. Помогите несовершеннолетнему выбрать ник, не содержащий никакой личной информации.

 

5. Объясните подростку опасность встречи с незнакомыми людьми из Интернета. В сети человек может представиться кем угодно, поэтому на реальную встречу с интернет-другом надо обязательно ходить в сопровождении взрослых или подруги/друга.

 

6. Детский познавательный интерес к теме сексуальных отношений между мужчиной и женщиной может активно эксплуатироваться злоумышленниками в Интернете. Постарайтесь поговорить с ребёнком на эту тему. Объясните ему, что нормальные отношения между людьми связаны с доверием, ответственностью и заботой, но в Интернете тема любви часто представляется в неправильной, вульгарной форме. Важно, чтобы подросток был вовлечён в любимое дело, увлекался занятиями, соответствующими его возраста.

Профилактика насилия

Существует ряд условий и обстоятельств, при которых риск стать жертвой насилия значительно увеличивается.

            

Это факторы риска:

 

1. Употребление пива, алкоголя, наркотиков притупляет инстинкт самосохранения (адекватную оценку угрожающей ситуации),препятствует быстрой и осознанной ориентации и действиям.

2. 90% случаев насилия происходит в темное (ночное) время суток. Не стоит поздно в одиночестве возвращаться домой, ходить по малознакомым и плохо освещенным улицам.

3. Не стоит проводить много времени в компании друзей/подруг, в которой часто обсуждается тема секса.

4. Вызывающая одежда и макияж, демонстративное поведение, подчеркивание чрезмерной свободы, независимости и сексуальности могут стать внешними факторами, провоцирующими насилие.

5. Общение с людьми, которые мало знакомы.

 

Иногда подросткам приходится сталкиваться с определенной формой психологического воздействия — манипуляцией, такой, как склонение к близости. В какой-то степени, это можно отнести к форме насилия (принуждения), но не прямого, а завуалированного. Среди подростков-сверстников она чаще всего встречается.

 

У каждого человека есть свои слабые места. Психологическое, словесное воздействие может толкнуть человека на необдуманный поступок. Но, защитить себя можно!

 

Индивидуальная, осознанная, уверенная позиция, выражающая ваше отношение к сексуальному контакту (любовь, безопасность, привязанность, постоянный партнер, планирование будущего и детей).

 

Защита от манипуляций:

 

1. Твердо и уверенно говорить «нет», если вас не интересует поступившее предложение.

2. Если собеседник настаивает или пытается манипулировать, можно использовать метод «заезженной пластинки». Данный метод позволяет отстоять свое мнение в диалоге. Независимо от того, какого ответа от вас ждет собеседник, единственная задача – выбрать короткую фразу, отражающую вашу позицию, и, как «заезженная пластинка», ее повторять (снова и снова, спокойно, без раздражения, не повышая голоса). Например, «Большое спасибо, мне это не интересно».

 

Способы поведения в ситуации угрозы сексуального насилия:

 

1. Если возможно, уйти или убежать.

2. Если возможно, позвать на помощь.

3. По возможности, сохранять спокойствие (хотя бы внешне),дышать медленно и глубоко, стараться анализировать ситуацию, а не поддаваться эмоциям.

4. При невозможности противостоять физически, попытаться воздействовать психологически:

-найти аргументы, объясняющие, почему стоит остановиться

— скажите, что вы сообщили родителям, подруге, где и с кем находитесь и они скоро начнут волноваться;

-пообещайте, что вы встретитесь в следующий раз.

5. Если не удается избежать сексуального контакта, предложите использовать презерватив. Даже если у вас его нет, это заставит оппонента задуматься о безопасности.

6. Если вы все же стали жертвой принуждения и сексуального насилия, срочно обратитесь к врачу или консультанту центра. Это даст возможность избежать возникновения последствий. Желательно, чтобы к моменту посещения врача, кто-то из взрослых (по выбору подростка) был в курсе ситуации.

  • Наш адрес: 246015, г.Гомель,ул. Лепешинского,5 Телефон/факс приемная: 8(0232)23-40-03 Бухгалтерия:8(0232)22-47-25 Приемная комиссия: 8(0232)21-31-68 Зам. директора по УВР 8(0232)29-36-04 Учебная часть: 8(0232)21-31-68 E-mail: ggks@ggks.by Режим работы: Понедельник – четверг 8.00 – 17.00. Пятница 8.00 – 16.00. Перерыв: пн.-чт.:13.15 – 14.00, пт.:13.00 – 14.00. Выходные: суббота, воскресенье

Беларуская мова BE English EN Русский RU
Яндекс.Метрика